ГАЗ-51 (1939 г.)

ГАЗ-51 (1939 г.)

В 1937 г. на ГАЗе по инициативе главного конструктора ГАЗа А. А. Липгарта и директора завода С. С. Дьяконова начали проектировать новый грузовик для замены модели ГАЗ-АА. Ведущим конструктором по новому автомобилю стал В. М. Кудрявцев. Для него потребовался новый мотор, так как ресурсы двигателя автомобиля ГАЗ-АА уже были исчерпаны. После рассмотрения различных вариантов выбрали двигатель Dodge D5. Этот двигатель был выбран потому, что можно было быстро освоить его производство на имевшемся в то время оборудовании. ГАЗ-11 (такое обозначение получил новый двигатель) отличался от двигателя Dodge D5 шестерёнчатым приводом распредвала и системой смазки с плавающим маслоприёмником. Двигатель ГАЗ-11 с чугунной головкой блока развивал 76 л.с., а его форсированный вариант ГАЗ-11А с алюминиевой — 85 л.с.. Первый экземпляр ГАЗ-51 был готов в мае 1939 года.

На ГАЗ-51 применили раму с высотой лонжеронов 150 мм. На задней поперечине рамы установили фаркоп и разгрузочные раскосы. Подвеска на ГАЗ-51 была выполнена по классической схеме: на четырёх продольных полуэллиптических рессорах с подрессорниками на задней подвеске. На передней оси применили увеличенные в размерах (по сравнению с ГАЗ-АА) поворотный кулак и шкворень. Рулевое управление и фары заимствовали у ГАЗ-М-1. Также на машине применили полуцентробежное сцепление. ГАЗ-51 оснащался 4-ступенчатой коробкой передач и задним мостом с передаточным числом 6,67 от ГАЗ-АА. Между коробкой передач и задним мостом установили два карданных вала вместо одного (как на ГАЗ-АА). Топливный бак был ёмкостью 100 литров.

С мая 1939 года по июль 1940 года ГАЗ-51 проходил дорожные испытания (фото 8). После некоторых доработок в 1940 году он экспонировался в Москве на ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) (фото 7). Второй экземпляр машины достроили в сентябре 1940 года. После испытаний он был оборудован газогенераторной установкой. После этого он служил на ГАЗе. Началась война, и работы по автомобилю остановили. К ГАЗ-51 вернулись в 1943 году, но это был уже фактически новый автомобиль.

 

Фото:

Фото 1. ГАЗ-51 с дисками от ГАЗ-АА и шинами 6,50-20

Фото 2. ГАЗ-51 с оригинальными дисками и шинами 7,00-20

Фото 3. ГАЗ-51 с экспериментальными колёсными дисками и шинами 7,00-20

Фото 4. ГАЗ-ММ и ГАЗ-51 во дворе завода

Фото 4. ГАЗ-ММ и ГАЗ-51 во дворе завода

Фото 5. В. М. Кудрявцев и А. А. Липгарт у первого образца ГАЗ-51

Фото 6. ГАЗ-51

Фото 7. ГАЗ-51 на ВСХВ (лето 1940 г.)

Фото 7. ГАЗ-51 на ВСХВ (лето 1940 г.)

Фото 8. ГАЗ-51 на дорожных испытаниях. Справа стоит Анатолий Кригер

 

Дополнительные материалы:

Фото 9. Технические характеристики ГАЗ-51 (1939 г.)

Фото 9. Технические характеристики ГАЗ-51 (1939 г.)

 

 

 

Источники:

Журнал «Автомобильный моделизм»

Журнал «Грузовик Пресс»

Брошюра ГАЗ-51/ГАЗ-63 издательство АРТ-ЦДТС из серии «Музей техники»

About admin

Войдите в систему чтобы оставить комментарий.