ГАЗ-51. Часть 1

ГАЗ-51

К середине 1930-х выпускавшийся в Горьком ГАЗ-АА начал стремительно устаревать. Когда на заводе начали думать о новом грузовике для замены модели АА, стало ясно, что резервы выпускавшегося двигателя исчерпаны и для новой модели потребуется новый двигатель. После анализа возможных вариантов выбор пал на двигатель Dodge D5. Выбор был обусловлен возможностью быстрого освоения данного двигателя на имевшемся в то время оборудовании. Переведённый с дюймовых размеров в метрические, мотор получил обозначение ГАЗ-11. Отличия заключались в замене цепного привода распредвала шестерёнчатым и внедрении в систему смазки плавающего маслоприёмника. ГАЗ-11 с чугунной головкой блока развивал 76 л. с., а форсированный вариант ГАЗ-11А с алюминиевой головкой блока развивал 85 л. с.. Новый двигатель начали устанавливать на ГАЗ-11-73, ГАЗ-11-40 и ГАЗ-11-415. А грузовик, грядущий на замену ГАЗ-АА получил название ГАЗ-51. Его проектирование началось в феврале 1937 года по инициативе главного конструктора ГАЗа А. А. Липгарта и директора завода С. С. Дьяконова. Первый экземпляр ГАЗ-51 (1939 г.) собрали в мае 1939 года. С мая 1939 года по июль 1940 года ГАЗ-51 (1939 г.) проходил дорожные испытания. После некоторых доработок в 1940 году экспонировался в Москве на ВСХВ. В сентябре 1940 года достроили второй экземпляр машины, который после испытаний оборудовали газогенераторной установкой. После этого он служил на ГАЗе. Началась война, и работы по автомобилю остановили. К ГАЗ-51 вернулись в 1943 году (фото 1). Конструкцию кардинально переработали и построили новый вариант с использованием агрегатов Studebaker US6. На ГАЗ-51 применили прогрессивную компоновку со сдвинутыми вперёд двигателем и кабиной. Грузоподъёмность подняли с первоначальных 2 тонн до 2,5 тонн. Первый переработанный ГАЗ-51 появился в мае 1944 года (фото 2), а четвёртый – в сентябре 1944 года (фото 3). В июне 1945 года построили ещё два предсерийных образца. Постепенно кабина на четвёртом и пятом образцах дорабатывалась, всё больше отдаляясь от схожести с кабиной StudebakerUS6. 19 июня 1945 года ГАЗ-51 вместе с другими новыми автомобилями был показан в Кремле (фото 4) членам партии и получил одобрение. В конце 1945 года выпустили установочную партию – двадцать автомобилей, а в 1946 году уже 3136 серийных грузовиков. В 1947 году серийное производство ГАЗ-51 было полностью освоено. На ГАЗ-51 применили много новинок: износостойкие гильзы цилиндров двигателя, хромированные поршневые кольца, жалюзи радиатора, предпусковой подогреватель, алюминиевая головка блока, вставные сёдла клапанов, двойная фильтрация масла, легкосъёмные тормозные барабаны и другие новшества. Так как после войны была нехватка тонкого стального листа, ГАЗ-51 встал на конвейер с упрощённой деревянной кабиной (фото 5). Также на нём стояли колёсные диски с двумя отверстиями вместо шести и упрощённая бортовая платформой, у которой откидывался только задний борт. До начала 1950 года на ГАЗ-51 устанавливали компрессор для накачки шин, который приводился от коробки передач, открывающиеся наверх половинки лобового стекла и бензобаком ёмкостью 105 литров. Щиток приборов был прямоугольной формы КП5, который позднее поменяли на КП5-Е2 с пятью круглыми циферблатами. Рама ГАЗ-51 (фото 19 и 20)состояла из двух П-образных лонжеронов, соединённых между собой шестью поперечинами. Вторая поперечина закреплена на болтах, а остальные закреплены жёстко. Передняя подвеска – две полуэллиптические рессоры, работающие в паре с рычажными гидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Задняя подвеска — две полуэллиптические рессоры с подрессорниками. В 1954 завод начал выпуск металлической кабины, но двери остались деревянными обшитые стальным листом (фото 6). Такие кабины назывались переходными. Они отличались окантовкой стальными полосками на шурупах, тремя горизонтальными выштамповками по бокам кабины под дверями и острыми передними углами дверных форточек. В 1955 году началось производство ГАЗ-51А (фото 7). От ГАЗ-51 автомобиль отличался увеличенной платформой (по желанию заказчика изготовлялись кузова с одним откидывающимся задним бортом или с тремя) с катафотами на передней стенке кузова, фартуками между подножкой и порогом кабины и дисками с шестью отверстиями, а дисковый стояночный тормоз заменили на барабанный. В 1957 году появилось отопление кабины, а надпись «автозавод им. Молотова» сменили на «Горьковский автозавод». С конца 1959 года завод перешёл на выпуск цельнометаллической кабины, а бензобак уменьшили до 90 литров и переместили под сиденье водителя. С 1962 года начали устанавливать радиальные шины типа «РС». Выпуск грузовиков постепенно рос и достиг апогея в 1958 году, когда выпустили 173 тыс. штук. В конце 40-х гг. сборка ГАЗ-51 бала организована на Иркутском и Одесском заводах. Всего за 29 лет выпустили 3481033 автомобиля. ГАЗ-51 также выпускали в Польше (Lublin-51) (фото 13), КНР (Yuejin NJ130) и КНДР (Sungri-58) (фото 14). Над созданием, испытаниями и организацией производства работали А. А. Липгарт, А. Д. Просвирин, А. М. Кригер, Л. В. Косткин, В. И. Борисов, С. И. Русанов. За эту работу они в 1947 году были удостоены Государственной премии.

 

Модификации ГАЗ-51:

ГАЗ-51                                      Грузовой автомобиль 4х2 с деревянной платформой. Откидывается только задний борт. Выпускался в 1946-1955 гг.

ГАЗ-51А                                   Грузовой автомобиль 4х2 с увеличенной деревянной платформой новой конструкции. Выпускался в 1955-1975 гг.

ГАЗ-51АУ                                 Экспортный вариант ГАЗ-51А

ГАЗ-51Б                                   Газобаллонный грузовик для работы на сжатом газе. Баллоны устанавливались под платформой. Установка состоит из пяти баллонов под платформой, подогревателя газа, газового редуктора и карбюратора-смесителя. Выпускался в 1949-1954

ГАЗ-51В                                   Экспортный вариант. Грузоподъёмность 3,5 т, шины увеличенного размера (8,75-20), двигатель рабочим объёмом 3,48 л. мощностью 78 л. с.. Выпускался в 1956-1975

ГАЗ-51Д                                   Шасси с укороченной рамой для самосвалов ГАЗ-93А и ГАЗ-93Б. Выпускался с 1958 года

ГАЗ-51ДУ                                Шасси для экспортного самосвала ГАЗ-93АЭ

ГАЗ-51ДЮ                               Шасси для экспортного самосвала ГАЗ-93В

ГАЗ-51Ж                                 Газобаллонный грузовик для работы на сжиженном газе. С установкой состоящей из одного баллона, газового редуктора и карбюратора-смесителя. Выпускался в 1954-1956 гг.

ГАЗ-51ЖУ                               Экспортный вариант ГАЗ-51Ж

ГАЗ-51И                                  Шасси для автобусов. Выпускался в 1956-1975 гг.

ГАЗ-51ИУ                               Шасси для автобусов в экспортном исполнении

ГАЗ-51ИЮ                              Шасси для автобусов в экспортном тропическом исполнении

ГАЗ-51Л                                  Модификация с усиленным шасси грузоподъёмностью 3 тонны

ГАЗ-51М                                 Шасси для установки пожарных насосов

ГАЗ-51Н                                  С двумя бензобаками и сидениями вдоль бортов. Выпускался в 1956-1975 гг.

ГАЗ-51НУ                                Экспортный вариант ГАЗ-51Н

ГАЗ-51П                                  Седельный тягач на базе автомобиля ГАЗ-51А. Основной полуприцеп – ПАЗ-744. Выпускался в 1956-1975 гг.

ГАЗ-51ПЖ                              Опытный газобаллонный тягач для работы на сжиженном газе

ГАЗ-51Р                                  Грузопассажирское такси с высокими бортами и тентом. Выпускался в 1956-1975 гг.

ГАЗ-51РУ                                Экспортный вариант ГАЗ-51Р

ГАЗ-51С                                   С двумя бензобаками. Выпускался в 1956-1975 гг.

ГАЗ-51СЭ                                Автомобиль ГАЗ-51С с экранированным оборудованием

ГАЗ-51Т                                   Грузовое такси. Выпускался в 1956-1975 гг.

ГАЗ-51Ф                                  Автомобиль с двигателем с форкамерно-факельным зажиганием. Двигатель получил новую верхнеклапанную головку цилиндров с тремя клапанами на цилиндр и сдвоенный карбюратор

ГАЗ-51Щ                                Опытный образец с щелочной аккумуляторной батареей

ГАЗ-51Ю                                 Экспортный тропический

ГАЗ-41

ГАЗ-63                                    Грузовой автомобиль повышенной проходимости (4х4). Кузов с высокими решётчатыми бортами и откидными боковыми скамейками. Выпускался в 1948-1968 гг.

ГАЗ-93                                    Самосвал с коробчатым кузовом с откидным задним бортом. Выпускался Одесским автосборочным заводом на базе ГАЗ-51 с укороченной на 320 мм рамой. Выпускался в 1948-1955 гг.

 

Фото:

Фото 1. Эскизы 51-го (1943 г.)

Фото 1. Эскизы 51-го (1943 г.)

Фото 2. Первый опытный ГАЗ-51 образца 1944 г.

Фото 3. Четвёртый опытный ГАЗ-51 (1944 г.)

Фото 3. Четвёртый опытный ГАЗ-51 (1944 г.)

Фото 4. Пятый опытный ГАЗ-51 на показе в Кремле (1945 г.)

Фото 5. ГАЗ-51 с деревянной кабиной первых выпусков

Фото 6. ГАЗ-51 с переходной дерево-металлической кабиной

Фото 7. ГАЗ-51А с цельнометаллической кабиной

Фото 8. ГАЗ-51Б

Фото 9. Седельный тягач ГАЗ-51П

Фото 10. ГАЗ-51 сходит с конвейера (1946 г.)

Фото 10. ГАЗ-51 сходит с конвейера (1946 г.)

Фото 11. Выпуск миллионного ГАЗ-51 (7 апреля 1948 г.)

Фото 12. ГАЗ-51 в музее ГАЗа

Фото 13. Выпускавшийся в Польше FSC Lublin-51

Фото 13. Выпускавшийся в Польше FSC Lublin-51

Фото 14. Выпускавшийся в КНДР Sungri-58

Фото 14. Выпускавшийся в КНДР Sungri-58

 

Дополнительные материалы:

Фото 15. Чертёж ГАЗ-51

Фото 15. Чертёж ГАЗ-51

Фото 16. Чертёж FSC Lublin-51

Фото 16. Чертёж FSC Lublin-51

Фото 17. Кабина

Фото 17. Кабина

Фото 18. Облицовка радиатора и капот

Фото 18. Облицовка радиатора и капот

Фото 19. Рама

Фото 19. Рама

Фото 20. Рама

Фото 21. Платформа

Фото 21. Платформа

Компоновка и основные размеры ГАЗ-51

Фото 22. Компоновка и основные размеры ГАЗ-51

Фото 23. Компоновка и основные размеры ГАЗ-51

Фото 23. Компоновка и основные размеры ГАЗ-51

Фото 24. Технические характеристики ГАЗ-51 и ГАЗ-51А

Фото 24. Технические характеристики ГАЗ-51 и ГАЗ-51А

 

 

 

Источники:

Журнал «Автомобильный моделизм»

Журнал «Грузовик Пресс»

Журнал «Автотрак»

Брошюра ГАЗ-51/ГАЗ-63 издательство АРТ-ЦДТС из серии «Музей техники»

Книга «ГАЗ. Русские машины» (1932-1982)

Краткие автомобильные справочники НИИАТ

About admin

Войдите в систему чтобы оставить комментарий.