ГАЗ-63. Часть 1

ГАЗ-63

Параллельно с ГАЗ-51 (1939 г.) разрабатывалось целое семейство полноприводных двух- и трёхосных грузовиков:

— ГАЗ-32 — короткобазный автомобиль (6х6)

ГАЗ-33 – стандартный автомобиль (6х6)

— ГАЗ-34 – длиннобазный автомобиль (6х6)

— ГАЗ-62 – короткобазный автомобиль (4х4)

— ГАЗ-63 – стандартный автомобиль (4х4)

Работы по ГАЗ-63 начались в апреле 1938 года. Ведущим конструктором автомобиля назначили П. И. Музюкина (будущий главный конструктор УАЗа). В марте 1939 года был собран первый ГАЗ-63 (фото 1, 2 и 3). Для ускорения работ на машину поставили слегка изменённую кабину от ГАЗ-АА (в дальнейшем планировали установить кабину как у ГАЗ-51 образца 1939 г.). После испытаний в Кубинке ГАЗ-63 был рекомендован к производству. Началась подготовка к его выпуску (вместе с ГАЗ-51 образца 1939 г.), но грянула война. В 1942 году работы по ГАЗ-51 и ГАЗ-63 возобновили. В начале 1944 года был построен новый вариант 63-го с использованием кабины и некоторых других агрегатов от Studebaker US6 (фото 5). 15 июля 1945 года ГАЗ-63 был показан в Кремле. Там 63-й получил одобрение. 26 августа 1945 года Государственный комитет обороны принял постановление «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности СССР», которое предусматривало начать серийное производство ГАЗ-63 с августа 1946 года. Но по ряду причин организовать производство в срок не удалось. Первые серийные ГАЗ-63 сошли с конвейера в сентябре 1948 года (фото 8), и первые автомобили начали поступать в войска. Там ГАЗ-63 получил высокую оценку. Государственные испытания 63-й проходил весной 1949 года совместно с ЗИС-151. ГАЗ-63 был унифицирован с ГАЗ-51 на 80%. ГАЗ-63 также выпускали в КНР (Yuejin NJ230) и КНДР (Sungri-61), а ГАЗ-63А выпускали в КНР как Yuejin NJ230A. Над созданием, испытаниями и организацией производства ГАЗ-63 работали Г. А. Веденяпин, П. И. Музюкин, В. С. Ползиков, В. А. Семёнов, Н. Ф. Струнников, И. С. Ушаков. За эту работу они в 1949 году были удостоены Государственной премии. Всего с 1948 по 1968 годы выпустили 474464 автомобиля ГАЗ-63 и ГАЗ-63А. Одним из факторов обеспечивающих высокую проходимость была практически одинаковая колея передних и задних колёс. Передний мост имел шариковые шарниры равных угловых скоростей «Бендикс-Вейсс». Колёса дисковые, со съёмными бортовыми кольцами и шинами модели ИК-7 или К-65 размером 10,00-18. На ГАЗ-63 устанавливали деревянную платформу (фото 17) с высокими решётчатыми бортами, откидными скамейками вдоль бортов и съёмным тентом на четырёх дугах. Подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах с рычажными гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия на переднем мосту и дополнительными рессорами на заднем. На автомобиле применена двухступенчатая раздаточная коробка. Привод передних колёс – отключаемый. Часть машин оснащалась компрессором для накачки шин (его устанавливали на картер коробки передач), но после 1950 года от него отказались. Дополнительное оснащение армейских автомобилей включало предпусковой подогреватель, комплект утеплительных чехлов, буксирный трос, шанцевый инструмент, канистру под масло, светомаскировочные устройства и ЗИП. Автомобиль постоянно совершенствовали. Так карбюратор К49 заменили на У22Г, дисковый стояночный тормоз заменили на барабанный, появились световые указатели поворота и так далее. С 1956 начали устанавливать взаимозаменяемый с ГАЗ-51А передний бампер (модификаций с лебёдкой это не коснулось). В 1957 году изменили конструкцию дополнительного бензобака.

 

Модификации ГАЗ-63:

ГАЗ-63                             Грузовой автомобиль 4х4 с деревянной платформой. Выпускался с 1948 года.

ГАЗ-63А                           Вариант ГАЗ-63 с лебёдкой (тяговое усилие 4,5 тс)

ГАЗ-63АУ                         Экспортный вариант ГАЗ-63А для стран с умеренным климатом

ГАЗ-63АЭ                         Автомобиль ГАЗ-63А с экранированной системой зажигания

ГАЗ-63АЮ                        Экспортный вариант ГАЗ-63А для стран с тропическим климатом

ГАЗ-63В                           Опытный образец с расширенной на 80-100 мм колеёй

ГАЗ-63Д                           Седельный тягач с двойной ошиновкой задних колёс, двумя бензобаками ёмкостью195 л, гидровакуумным усилителем в приводе тормозов, кронштейнами для запасного колеса за кабиной, коробкой отбора мощности и механическим выводом для привода самосвального механизма полуприцепа-хлопковоза самосвала ГАЗ-707. Выпускался с 1958 года.

ГАЗ-63Е                           Шасси для автобусов с двойной ошиновкой задних колёс

ГАЗ-63ЕУ                         Экспортный вариант ГАЗ-63Е для стран с умеренным климатом

ГАЗ-63ЕЮ                        Экспортный вариант ГАЗ-63Е для стран с тропическим климатом

ГАЗ-63П                           Седельный тягач с двойной ошиновкой задних колёс, двумя бензобаками ёмкостью195 л, гидровакуумным усилителем в приводе тормозов, кронштейнами для запасного колеса за кабиной.  Выпускался с 1958 года.

ГАЗ-63ПУ                         Экспортный вариант ГАЗ-63П для стран с умеренным климатом

ГАЗ-63У                           Экспортный вариант ГАЗ-63 для стран с умеренным климатом

ГАЗ-63Э                           Автомобиль ГАЗ-63 с экранированной системой зажигания

ГАЗ-63ЭУ                         Экспортный вариант ГАЗ-63Э для стран с умеренным климатом

ГАЗ-63ЭЮ                        Экспортный вариант ГАЗ-63Э для стран с тропическим климатом

ГАЗ-63Ю                          Экспортный вариант ГАЗ-63 для стран с тропическим климатом

 

Фото:

Фото 1. ГАЗ-63 (1939 г.)

Фото 2. ГАЗ-63 (1939 г.)

Фото 3. ГАЗ-63 (1939 г.)

Фото 4. Опытный ГАЗ-63

Фото 5. Второй опытный ГАЗ-63 образца 1944 г.

Фото 6. Третий опытный ГАЗ-63

Фото 6. Третий опытный ГАЗ-63

Фото 7. Третий опытный ГАЗ-63

Фото 8. ГАЗ-63 (1948 г.)

Фото 9. ГАЗ-63 (1948 г.)

Фото 10. ГАЗ-63 с переходной дерево-металлической кабиной

Фото 11. ГАЗ-63А

Фото 12. ГАЗ-63Д с полуприцепом-хлопковозом ГАЗ-707

Фото 13. ГАЗ-63Д с полуприцепом-хлопковозом ГАЗ-707

Фото 14. ГАЗ-63П с полуприцепом ГАЗ-745

 

Дополнительные материалы:

Фото 15. Компоновка и основные размеры ГАЗ-63

Фото 16. Облицовка радиатора и капот

Фото 17. Платформа

Фото 18. Лебёдка

Фото 19. Технические характеристики ГАЗ-63 и ГАЗ-63А

Фото 19. Технические характеристики ГАЗ-63 и ГАЗ-63А

 

 

 

Источники:

Журнал «Автомобильный моделизм»

Журнал «Грузовик Пресс»

Брошюра ГАЗ-51/ГАЗ-63 издательство АРТ-ЦДТС из серии «Музей техники»

Книга «ГАЗ. Русские машины» (1932-1982)

Краткие автомобильные справочники НИИАТ

 

About admin

Войдите в систему чтобы оставить комментарий.