Днепропетровский автомобильный завод

В 1944 году, когда уже постепенно приближался конец войны, руководством страны было принято решение о строительстве новых автомобильных и автосборочных заводов в Кутаиси, Днепропетровске, Одессе, Новосибирске и Иркутске. И уже после освобождения Днепропетровска, 21 июля 1944 г., Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление о строительстве здесь нового автомобильного завода. Согласно принятому плану в первом квартале 1946 года должны были быть достроены сборочный и вспомогательный цехи, в первом квартале 1947 года — моторный, кузнечный и литейный цехи, а в декабре 1947 года — остальные цехи, необходимые для полного цикла производства грузовых автомобилей. Автомобильный завод в Днепропетровске был заложен на территории авиамоторного завода, строительство которого началось перед самой войной, но не было из-за неё закончено. Производственная мощность завода должна была составить 30000 автомобилей в год с последующим наращиванием до 75000. В октябре 1944 года началось строительство завода. Директором завода назначили А. И. Романова. Основу конструкторского бюро составили переведённые сюда специалисты Горьковского автомобильного завода. В 1944 году их возглавил В. Грачёв. Это объясняется тем, что первоначально здесь планировали собирать ГАЗ-51, но в июле 1945 года решение изменили в пользу ЗИС-150. 16 августа  того же года на базе завода № 490 организован филиал ДАЗа – Завод вспомогательного оборудования (ЗВО). Одновременно мощность завода решили увеличить до 300000 автомобилей. Из-за послевоенной разрухи строительство шло медленно. Для улучшения ситуации в 1946 году ЦК КП(б)У и Совет Народных Комиссаров Украины объявили Днепропетровский автозавод ударной стройкой республики. На строительство было отправлено дополнительно 3000 комсомольцев. В декабре 1946-го Заводом вспомогательного оборудования были собраны два автомобиля ЗИС-5 и проведены их дорожные испытания. Из-за срыва определённых ГКО сроков сдачи объектов, 27 мая 1947 года новым директором был назначен К. В. Власов. В 1947 году на заводе был собран первый опытный грузовик ДАЗ-150 (фото 1), который представлял собой достаточно серьёзно переработанный второй опытный образец ЗИС-150. Также на Днепропетровском автомобильном заводе были разработаны 3- и 5-тонные гидравлические автопогрузчики моделей «4000» и «4001», производство которых освоили на Львовском заводе (фото 2 и 3). 1 июля 1948 года на ДАЗе начался серийный выпуск автокранов К-31 на шасси ЗИС-5 (фото 4). В 1948-1949 гг. по заданию Инженерного комитета Советской Армии были разработаны и изготовлены образцы трёхосного плавающего автомобиля ДАЗ-485 (впоследствии ЗИС-485, он же БАВ) (фото 6). В апреле 1949-го выпущен 1000-й автокран К-31, а уже в июне завод перешёл на выпуск автокранов К-32 на шасси ЗИС-150 (фото 5). В декабре 1949 года Совет Министров СССР поручил заводу организовать серийный выпуск самосвалов ЗИС-585 и 1 сентября 1950 года завод начал их серийный выпуск (в кооперации с московским и кутаисским автозаводами). К началу 1951 года на заводе построили и запустили прессовый корпус площадью 40000 м2 с двумя линиями прессов, литейный цех ковкого чугуна, большой экспериментальный цех, цех задних мостов, а также рессорный, колёсный, арматурный цехи и строился литейный цех серого чугуна. Между тем в конце 1950 г. была образована правительственная комиссия во главе с министром вооружения Д. Ф. Устиновым. Задачей комиссии являлся поиск подходящего завода для налаживания производства баллистических ракет Р-1 (конструктор – С. П. Королёв). Выбор комиссии пал на Днепропетровский автозавод. Этот выбор одобрил И. В. Сталин и 9 мая 1951 г. вышло постановление Совета Министров СССР № 1528-768 «О передаче Министерству вооружения Днепропетровского автомобильного завода Министерства автомобильной и тракторной промышленности и строящегося Днепропетровского шинного завода Министерства химической промышленности и объединения их в единый Днепропетровский машиностроительный завод № 586 Министерства вооружения». 14 июля принято постановление Совмина СССР о прекращении на заводе № 586 выпуска автомобильных кранов К-32 с августа 1951 года и самосвалов ЗИС-585 с сентября 1951 года. В середине 1951 г. Часть конструкторов ДАЗа перевели на ЗИС, там же и был освоен выпуск амфибий ДАЗ-485 под названием ЗИС-485, а для налаживания производства ДАЗа-150 другой подходящей площадки попросту не было. Кстати, уже позднее на вывезенном из Днепропетровска оборудовании освоили выпуск штампованно-сварных задних мостов ЗИЛа-130.

 

Фото:

Фото 1. ДАЗ-150

Фото 1. ДАЗ-150

Фото 2. Автопогрузчик 4000

Фото 2. Автопогрузчик 4000

Фото 3. Автопогрузчик 4001

Фото 3. Автопогрузчик 4001

Фото 4. К-31 на шасси ЗиС-5

Фото 4. К-31 на шасси ЗИС-5

Фото 5. К-32 на шасси ЗиС-150

Фото 5. К-32 на шасси ЗИС-150

Фото 6. Одна из опытных амфибий ДАЗ-485

Фото 6. Одна из опытных амфибий ДАЗ-485

 

 

 

 

 

Источники:

Журнал «Автомобильный моделизм»

Журнал «Грузовик Пресс»

About admin

Войдите в систему чтобы оставить комментарий.