ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А Запорожец

ЗАЗ-965 Запорожец

ЗАЗ-965 Запорожец

28 ноября 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об организации производства микролитражных автомобилей». Постановлением предписывалось поддержать предложение Совета Министров Украинской ССР и Госплана СССР и организовать на Запорожском заводе Коммунар производство микролитражных автомобилей, а на Мелитопольском дизельном заводе производство двигателей для этого автомобиля. Согласно плану производство автомобилей должно было стартовать к концу 1960 года, а реконструкция завода должна была пройти без прекращения выпуска сельхозтехники. В конце 1958 года на МЗМА совместно с прибывшими туда инженерами ЗАЗа начали выпуск чертежей на новый автомобиль для подготовки производства. В апреле 1959 года всю техническую документацию на Москвич-444 передали на ЗАЗ. На Запорожском автозаводе главным конструктором по этому автомобилю стал Юрий Сорочкин. Отправили туда и зарубежные аналоги, а именно: Fiat 500 и 600, Citroen 2CV, Volkswagen Beetle, BMW Isetta. В связи с тем, что работа на ЗАЗе велась на основе полученных из Москвы прототипов и документации, а указание сверху прямо предписывало довести имеющиеся наработки до конвейера, то поле для деятельности конструкторов оставалось небольшим. Хотя опытные инженеры Сорочкин и Вассерман (первый с начала 30-х годов работал на ГАЗе, а с конца 50-х – главный конструктор ПАЗа, второй – до перевода в Запорожье так же работал на ГАЗе) могли бы предложить и внедрить более передовые решения. Но задание есть задание и на заводе закипела работа с имеющимся железом. 18 июня 1959 года в Конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО) был готов первый прототип ЗАЗ-965 (с ирбитским мотором МД-65) (фото 6), а примерно через месяц собрали и прототипы с первыми двумя двигателями НАМИ-965Г пришедшими на завод. Первые испытания показали негодность ирбитского мотора: мотоциклетный двигатель был слишком слаб для автомобиля, пусть даже для такого маленького, как ЗАЗ-965. Но требовал доводки и НАМИ-965Г, так как собранные в экспериментальном цехе МеМЗа 20 образцов регулярно выходили из строя. Весь 1959 год ушёл на совершенствование конструкции. Много работы провели с подвесками. Сначала хотели сделать обычную пружинную, но с ними автомобиль не укладывался в требуемый вес (получалось 700-720 кг). Тогда для передка выбрали компактную схему на двойных продольных рычагах и торсионах. Торсионы сделали цельными, но затем — пакетными, трёхгранного сечения. Но и такая схема не привела к требуемому результату — не выдерживала нагрузок. В итоге торсионы выполнили наборными пластинчатыми (набранные из 7 элементов каждый). Такой вариант и пошёл в серию. Доставила хлопот и задняя подвеска. Перебрали множество вариантов: продольные или поперечные рычаги, рессорный вариант, торсионная подвеска. Но ни один из них не обеспечивал нужную проходимость, а между тем это было важнейшее качество, так как автомобиль предназначался для широкого круга населения и должен был эксплуатироваться в самых разных дорожных условиях. Это заставило вернуться к фиатовской схеме с качающимися полуосями и косыми рычагами. Такая схема давала солидную проходимость в снегу и грязи, хотя возникали проблемы с кинематикой (сильно меняющийся развал отрицательно влиял на управляемость и устойчивость). Но так как автомобиль был малолитражный и тихоходный, то решили оставить как есть. Вдруг неожиданно для всех из Москвы потребовали заменить двигатель на НАМИ-965В (меньше чем за год до пуска завода!). Официально такое решение объяснили тем, что фирма Volkswagen предъявила претензии к патентной чистоте нашего двигателя. НАМИ-965В (746 см³) представлял собой V-образный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Из-за конфигурации V4 его пришлось оснастить балансирным валом — чтобы уравновесить силы инерции второго порядка. В январе 1960 года начались ходовые испытания опытных образцов оснащённых этим двигателем. В ходе испытаний выявилась проблема с охлаждением двигателя. Третий и четвёртый цилиндр охлаждались хорошо (температура в них была около 100°С), а первый и второй сильно грелись (в них температура поднималась до 270°С). Из-за этого под нагрузкой возникало коробление цилиндров, что приводило к появлению задиров и заклиниванию поршней. Проблему пытались решить разными способами: увеличивая диаметр вентилятора, установкой упорядочивающих воздушные потоки дефлекторов. Но требуемого результата это не давало, тогда проблему решили более радикально – заменили конструкцию поршня, сделав его более «мягким». Это позволяло ему принимать форму цилиндра. Время шло, и чтобы успеть к сроку испытатели работали по 12 часов. Машину уходили на испытания парами, чтобы в случае какой-либо поломки не терять время на ожидание технички. А если поломки случались, то за ночь их устраняли, а на утро вновь отправляли на испытания. Параллельно удалось получить разрешение начальства на увеличение массы автомобиля до 650 кг. Потом начались испытательные пробеги. Автомобили побывали в песках Запорожской области и в снегах Ай-Петри. За несколько месяцев Запорожцы побывали в Крыму и на Кавказе, а затем прошли испытания при высоких температурах в Средней Азии.18 июля 1960 года два опытных образца собранных в КЭО показывали высшему руководству страны в Кремле. Один из них был кремового цвета, с красной «шапкой», второй — с белым кузовом, с зелёной «шапкой». Разрешение на запуск автомобиля в серию от этого самого руководства было получено, а несколько дней спустя новый автомобиль одобрила и Государственная межведомственная комиссия. В Москву два эти прототипа прибыли на грузовиках, а уже обратный путь проделали своим ходом. Уже в августе в Москву вновь отправили 5 автомобилей, но уже для испытаний в лабораториях НАМИ (фото 18). Точно установить число опытных образцов пока не удалось. В одном из интервью Иван Кошкин (водитель-испытатель ЗАЗа) сказал, что было построено 12 опытных образцов, а в журнале Автолегенды СССР №131 написано, что строили десятки прототипов. Наладить производство к концу года никак не успевали. Работу ещё не завершили ни конструкторы, ни технологи со смежниками, а сборочные линии были не готовы. Директор завода требовал любыми средствами наладить производство в срок, а главный конструктор отказался сдавать «сырую» машину ещё не прошедшую весь цикл испытаний. В итоге решили, что за полгода КЭО закончит все испытания и подготовит документацию на автомобиль. Но и этого времени не хватило, а так как нарушать принятые ранее сроки было чревато, то завод периодически рапортовал о запуске ЗАЗ-965 в производство. Но потом всплывали различные недочёты, их устраняли и опять отчитывались о начале выпуска. Поэтому точной даты начала производства нет. Официальной датой является 20 января 1960 года, но разных источниках можно встретить и 18 июля, и 1 октября, и 30 октября, и 22 ноября 1960 года… Однако, точно известно, что 22 ноября завод выпустил первую партию машин. Во всех источниках указано, что в ноябре-декабре выпустили 1500 машин, что соответствовало бы первоначальному плану, но по факту до конца 1960 года удалось собрать только 537 автомобилей (фото 19, фото 20, фото 21, фото 22 и фото 23). В продажу они не попали, а были распределены по смежникам для эксплуатационных испытаний и последующего сбора информации. Изначальная объявленная цена составляла 18000 рублей, но так как вскоре прошла хрущевская денежная реформа, в ходе которой деньги обменивались в соотношении 10:1, а первая партия автомобилей в продажу не пошла, то и ни одного автомобиля по этой цене продано не было. А уже с 1 января 1961 года, после реформы, 965-й стоил от 1800 рублей. В течение всего 1961 года шла отработка технологии массовой сборки, а выпуск автомобилей шёл на стапелях в небольших количествах. В ходе 1961 и 1962 годов продолжались эксплуатационные и ресурсные испытания. Конвейер был запущен в 1962 году. После этого выпуск начал расти: 20000 машин в год, затем 30000… Пик производства ЗАЗ-965 пришёлся на 1968 год, когда выпустили почти 67000 Запорожцев. В процессе производства в конструкцию автомобиля регулярно вносили изменения. В начале 1961 года вместо вентиляционных прорезей на капоте в виде полукруга, сделали квадратное окно с мелкоячеистой сеткой, а боковые воздухозаборники получили однорядные наклонные прорези. В течение 1961 года каплевидные подфарники перенесли с верха крыльев под фары, попутно сделав их круглыми, а позднее легкосплавный фонарь освещения номерного знака (от ЛАЗа) заменили оригинальным, выполненным из стали (фото 24). Результатом более глубокой доработки стала модификация ЗАЗ-965А. Эта модификация получила модернизированный двигатель МеМЗ-966 (фото 79). От МеМЗ-965 он отличался увеличенным на 6 мм диаметром цилиндров. Соответственно увеличился и рабочий объём до 887 см3, а мощность возросла до 27 л.с.. Внешне он отличался воздухозаборником капота спрятанным под номерной знак. Производство ЗАЗ-965А началось в октябре 1962 году. С этого момента ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А выпускались параллельно. В середине 1963 г. производство ЗАЗ-965 Запорожец прекратили. В конце того же года механический привод включения стартёра заменили на электромагнитный, внесли изменения в стойку и палец передней подвески и усилили её рычаги. В следующем, 1964 году, на передней панели кузова появились прорези под звуковой сигнал, передние сидения получили откидную спинку и внесли небольшие изменения на панели приборов. Годом позже, в декабре 1965, прошла очередная модернизация. Автомобиль получил модернизированный двигатель МеМЗ-966А. Его мощность повысили до 30 л.с. благодаря расширению впускного тракта головки цилиндров и установке нового карбюратора К-125. Также увеличили диаметр впускного клапана на 1 мм, ввели новую впускную трубу, изменили оребрение для улучшения отвода тепла и установили новый воздушный фильтр. Внесли изменения в направляющий аппарат и рабочее колесо вентилятора, усилили коленчатый вал и так далее. Внедрение этих изменений осуществлялось по этапам, а выпуск двигателей МеМЗ-966А с полным комплектом изменений начался с января 1967 года. Генератор постоянного тока Г-114 уступил место генератору переменного тока Г-501 с выносным селеновым выпрямителем, который в 1968 году заменили генератором Г-502 с кремниевым выпрямителем. Началась установка тормозов с автоматической регулировкой зазора между колодкой и барабаном. Появилась эмблема в виде маскота (ранее — звезда с вписанным в неё названием завода). Позднее на передних крыльях появились указатели поворотов. В 1966 году вогнутая панель передка кузова уступила место выпуклой (с конца 1966 и до начала 1967 автомобили шли вперемежку с обоими вариантами панелей, а после – уже исключительно с новой). С января 1967 года масляный радиатор стал наборным из штампованных пластин взамен изготовлявшегося из плоскоовальных трубок, а с декабря на передние тормозные механизмы устанавливаются рабочие цилиндры диаметром 22 мм (ранее 19 мм), также несколько изменена конструкция привода ручного тормоза. Самые поздние 965-е получили эмблему в виде пятиугольника со стилизованной плотиной Днепрогэса. Выпуск ЗАЗ-965А Запорожец продолжался до мая 1969 года. За неполных девять лет было выпущено 316713 автомобилей (по другим данным 322106). За границу поставляли экспортную модификацию ЗАЗ-965АЭ Запорожец (фото 25, фото 26, фото 27, фото 28 и фото 29). Там его продавали под названиями Yalta или Jalta (в зависимости от страны). Список импортёров 965-х в странах Европы:

 

— Scaldia-Volga в Бельгии (под маркой Yalta)

— Ggremi-Groningen в Голландии (под маркой Jalta)

— Darlov в Дании (под маркой Jalta)

— Konela в Финляндии (под маркой Jalta)

 

От автомобилей предназначавшихся для внутреннего рынка они отличались наличием многослойной шумоизоляции, пепельницы, радиоприёмника, улучшенной отделкой салона, наклонными хромированными молдингами на боковинах, оканчивавшимися стилизованной надписью «965А», задними брызговиками и хромированным шильдиком «Jalta» на капоте, зеркалом заднего вида на левом крыле и оригинальным рулевым колесом. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров. Интересно, что с 1966 года на экспортные машины ставили съёмную накладку на переднюю панель кузова, которую к концу года внедрили на все автомобили. Только теперь она была несъёмной, а выполненная целиком с панелью методом штамповки. До наших дней (2014 г.) дожили единицы 965-х сохранённых или отреставрированных до оригинального состояния. До конца 2000-х в заводском музее был белый ЗАЗ-965, но он в итоге был подарен Виктору Ющенко. Зато в августе 2013 года в музее известной газеты Авторевю началась реставрация ЗАЗ-965 1962 года выпуска редкого сиреневого цвета. Автомобиль попал к реставраторам с пробегом 47000 км. На восстановление ушло 7 месяцев. Руководил работами Евгений Бабурин. Автомобиль был восстановлен до полностью оригинального состояния. Об уровне проделанной работы говорит хотя бы тот факт, что была подобрана подлинная ткань для сидений и обивок дверей такой же фактуры, что и у исходной машины. В марте 2014 года на 22-й Олдтаймер-Галереи в Сокольниках публике был представлен результат кропотливой работы реставраторов. Любопытно, что в начале 2000-х на Запорожском автозаводе был сделан макет нового автомобиля по мотивам 965-го (фото 52 и фото 53). Так в своё время возродили Mini, Volkswagen Beetle, Fiat 500 и другие известные модели, но в данном случае дальше макета дело не пошло.

 

 

Модификации:

ЗАЗ-965                     1960-1963
ЗАЗ-965А                  1962-1969
ЗАЗ-965АБ                1963-1969      Модификация ЗАЗ-965А для инвалидов с повреждёнными или отсутствующими ногами и здоровыми руками
ЗАЗ-965АМ                                      Медицинская модификация ЗАЗ-965А

ЗАЗ-965АР                1966-1969      Модификация ЗАЗ-965А для инвалидов с одной здоровой ногой и одной здоровой рукой. Отличается порошковой электромагнитной муфтой сцепления

ЗАЗ-965АЭ                                       Экспортная модификация ЗАЗ-965А

ЗАЗ-965Б                                          Модификация ЗАЗ-965 для инвалидов с повреждёнными или отсутствующими ногами и здоровыми руками
ЗАЗ-965ВР

ЗАЗ-965М                                         Медицинская модификация ЗАЗ-965

ЗАЗ-965С                  1962                Модификация для ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965 для почтовой службы. Имел правостороннее расположение руля для удобства сбора почты из почтовых ящиков, а задние сиденья были заменены на багажные отсек для собранной почты. Внешне от базовой модели отличался металлическими филёнками вместо задних боковых окон и иные боковые воздухозаборники

 

 

Фото:

Фото 1. Один из поисковых рисунков

Фото 1. Один из поисковых рисунков

Фото 2. Один из поисковых рисунков

Фото 2. Один из поисковых рисунков

Фото 3. Один из поисковых рисунков

Фото 3. Один из поисковых рисунков

Фото 4. Макет одного из опытных вариантов

Фото 4. Макет одного из опытных вариантов

Фото 5. Макет одного из опытных вариантов

Фото 5. Макет одного из опытных вариантов

Фото 6. Первый опытный образец ЗАЗ-965 (июнь 1959 г.)

Фото 6. Первый опытный образец ЗАЗ-965 (июнь 1959 г.)

Фото 7. Один из опытных образцов ЗАЗ-965

Фото 7. Один из опытных образцов ЗАЗ-965

Фото 8. Один из опытных образцов ЗАЗ-965

Фото 8. Один из опытных образцов ЗАЗ-965

Фото 9. Один из опытных образцов ЗАЗ-965 (декабрь 1959 г.)

Фото 9. Один из опытных образцов ЗАЗ-965 (декабрь 1959 г.)

Фото 10. Один из опытных образцов ЗАЗ-965

Фото 10. Один из опытных образцов ЗАЗ-965

Фото 11. Один из опытных образцов ЗАЗ-965

Фото 11. Один из опытных образцов ЗАЗ-965

Фото 12. Один из опытных образцов ЗАЗ-965 (декабрь 1959 г.)

Фото 12. Один из опытных образцов ЗАЗ-965 (декабрь 1959 г.)

Фото 13. Один из опытных образцов ЗАЗ-965 (декабрь 1959 г.)

Фото 13. Один из опытных образцов ЗАЗ-965 (декабрь 1959 г.)

Фото 14. Один из опытных образцов ЗАЗ-965 (декабрь 1959 г.)

Фото 14. Один из опытных образцов ЗАЗ-965 (декабрь 1959 г.)

Фото 15. Испытания ЗАЗ-965 на песчаных дорогах Запорожья (август 1962 г.)

Фото 15. Испытания ЗАЗ-965 на песчаных дорогах Запорожья (август 1962 г.)

Фото 16. Первые испытания ЗАЗ-965 в зимних условиях в Ялте (январь 1959 г.)

Фото 16. Первые испытания ЗАЗ-965 в зимних условиях в Ялте (январь 1959 г.)

Фото 17. Первые испытания ЗАЗ-965 в зимних условиях в Ялте (январь 1959 г.)

Фото 17. Первые испытания ЗАЗ-965 в зимних условиях в Ялте (январь 1959 г.)

Фото 18. Пять предсерийных образцов прибывших в Москву для испытаний в лаборатория НАМИ

Фото 18. Пять предсерийных образцов прибывших в Москву для испытаний в лабораториях НАМИ

Фото 19. ЗАЗ-965 Запорожец (1960 г.)

Фото 19. ЗАЗ-965 Запорожец (1960 г.)

Фото 20. ЗАЗ-965 Запорожец (1960 г.)

Фото 20. ЗАЗ-965 Запорожец (1960 г.)

Фото 21. ЗАЗ-965 Запорожец (1960 г.)

Фото 21. ЗАЗ-965 Запорожец (1960 г.)

Фото 22. ЗАЗ-965 Запорожец (1960 г.)

Фото 22. ЗАЗ-965 Запорожец (1960 г.)

Фото 23. ЗАЗ-965 Запорожец (1960 г.)

Фото 23. ЗАЗ-965 Запорожец (1960 г.)

Фото 24. ЗАЗ-965 Запорожец (1961-1963 гг.)

Фото 24. ЗАЗ-965 Запорожец (1961-1963 гг.)

Фото 25. Экспортный ЗАЗ-965АЭ Запорожец (Jalta)

Фото 25. Экспортный ЗАЗ-965АЭ Запорожец (Jalta)

Фото 26. Экспортный ЗАЗ-965АЭ Запорожец (Jalta)

Фото 26. Экспортный ЗАЗ-965АЭ Запорожец (Jalta)

Фото 27. Экспортный ЗАЗ-965АЭ Запорожец (Jalta)

Фото 27. Экспортный ЗАЗ-965АЭ Запорожец (Jalta)

Фото 28. Экспортный ЗАЗ-965АЭ Запорожец (Jalta)

Фото 28. Экспортный ЗАЗ-965АЭ Запорожец (Jalta)

Фото 29. Экспортный ЗАЗ-965АЭ Запорожец (Jalta)

Фото 29. Экспортный ЗАЗ-965АЭ Запорожец (Jalta)

Фото 30. Серийные кузова ЗАЗ-965 в кузовном цехе завода (1961 г.)

Фото 30. Серийные кузова ЗАЗ-965 в кузовном цехе завода (1961 г.)

Фото 31. Подготовка к установке силового агрегата

Фото 31. Подготовка к установке силового агрегата

Фото 32. Сборка ЗАЗ-965

Фото 32. Сборка ЗАЗ-965

Фото 33. Сборка ЗАЗ-965

Фото 33. Сборка ЗАЗ-965

Фото 34. Сборка ЗАЗ-965

Фото 34. Сборка ЗАЗ-965

Фото 35. Сборка ЗАЗ-965

Фото 35. Сборка ЗАЗ-965

Фото 36. Сушка кузова после окраски (в сушильной камере с инфракрасными лампами)

Фото 36. Сушка кузова после окраски (в сушильной камере с инфракрасными лампами)

Фото 37. ЗАЗ-965 на площадке готовой продукции

Фото 37. ЗАЗ-965 на площадке готовой продукции

Фото 38. ЗАЗ-965 на площадке готовой продукции

Фото 38. ЗАЗ-965 на площадке готовой продукции

Фото 39. ЗАЗ-965М на площадке готовой продукции

Фото 39. ЗАЗ-965М на площадке готовой продукции

Фото 40. Почтовый ЗАЗ-965С Запорожец

Фото 40. Почтовый ЗАЗ-965С Запорожец

Фото 41. Почтовый ЗАЗ-965С Запорожец

Фото 41. Почтовый ЗАЗ-965С Запорожец

Фото 42. ЗАЗ-965С Запорожец

Фото 42. ЗАЗ-965С Запорожец

Фото 43. ЗАЗ-965С Запорожец

Фото 43. ЗАЗ-965С Запорожец

Фото 44. Сборка одного из опытных образцов ЗАЗ-965

Фото 44. Сборка одного из опытных образцов ЗАЗ-965

Фото 45. Автомобили ЗАЗ-965 на первомайской демонстрации, в Запорожье (1 мая 1960 г.)

Фото 45. Автомобили ЗАЗ-965 на первомайской демонстрации в Запорожье (1 мая 1960 г.)

Фото 46. Показ ЗАЗ-965 на ярмарке в Лейпциге (1965 г.)

Фото 46. Показ ЗАЗ-965 на ярмарке в Лейпциге (1965 г.)

Фото 47. ЗАЗ-965 в Москве на ВДНХ на выставке Автопром-50лет (1974 г.)

Фото 47. ЗАЗ-965 в Москве на ВДНХ на выставке Автопром-50лет (1974 г.)

Фото 48. Отреставрированный мастерами музея Авторевю ЗАЗ-965 на 22-й Олдтаймер-Галереи в Сокольниках (март 2014 г.)

Фото 48. Отреставрированный мастерами музея Авторевю ЗАЗ-965 на 22-й Олдтаймер-Галереи в Сокольниках (март 2014 г.)

Фото 49. ЗАЗ-965 Запорожец на ЗАЗе

Фото 49. ЗАЗ-965 Запорожец на ЗАЗе

Фото 50.  Шильдик Jalta на капоте экспортной версии ЗАЗ-965АЭ Запорожец

Фото 50. Шильдик «Jalta» на капоте экспортной версии ЗАЗ-965АЭ Запорожец

Фото 51. Стилизованная надпись «965А» в конце молдинга на боковине экспортной версии ЗАЗ-965АЭ Запорожец

Фото 51. Стилизованная надпись «965А» в конце молдинга на боковине экспортной версии ЗАЗ-965АЭ Запорожец

Фото 52. Макет нового автомобиля ЗАЗ выполненный по мотивам 965-го

Фото 52. Макет нового автомобиля ЗАЗ выполненный по мотивам 965-го

Фото 53. Макет нового автомобиля ЗАЗ выполненный по мотивам 965-го

Фото 53. Макет нового автомобиля ЗАЗ выполненный по мотивам 965-го

Фото 54. Рекламный проспект Автоэкспорта

Фото 54. Рекламный проспект Автоэкспорта

Фото 55. Финская реклама автомобиля Jalta (ЗАЗ-965АЭ) (1965 г.)

Фото 55. Финская реклама автомобиля Jalta (ЗАЗ-965АЭ) (1965 г.)

Фото 56. Финский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 56. Финский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 57. Финский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 57. Финский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 58. Голландский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 58. Голландский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 59. Голландский рекламный проспект автомобиля Scaldia 1400 (Москвич) и Jalta

Фото 59. Голландский рекламный проспект автомобиля Scaldia 1400 (Москвич) и Jalta

Фото 60. Голландский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 60. Голландский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 61. Голландский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 61. Голландский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 62. Голландский проспект автомобиля Jalta (лист 1)

Фото 62. Голландский проспект автомобиля Jalta (лист 1)

Фото 63. Голландский проспект автомобиля Jalta (лист 2)

Фото 63. Голландский проспект автомобиля Jalta (лист 2)

Фото 64. Голландский проспект автомобиля Jalta (лист 3)

Фото 64. Голландский проспект автомобиля Jalta (лист 3)

Фото 65. Голландский проспект автомобиля Jalta (лист 4)

Фото 65. Голландский проспект автомобиля Jalta (лист 4)

Фото 66. Голландский проспект автомобиля Jalta (май 1967)

Фото 66. Голландский рекламный проспект автомобиля Jalta (май 1967)

Фото 67. Голландский проспект автомобиля Jalta (май 1967)

Фото 67. Голландский рекламный проспект автомобиля Jalta (май 1967)

Фото 68. Голландский проспект автомобиля Yalta

Фото 68. Голландский рекламный проспект автомобиля Yalta

Фото 69. Датский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 69. Датский рекламный проспект автомобиля Jalta

Фото 70. Немецкий рекламный проспект ЗАЗ-965. Интересно, что на ней изображён первый опытный образец

Фото 70. Немецкий рекламный проспект ЗАЗ-965. Интересно, что на ней изображён первый опытный образец (лист 1)

Фото 71. Немецкий рекламный проспект ЗАЗ-965. Интересно, что на ней изображён первый опытный образец (лист 2)

Фото 71. Немецкий рекламный проспект ЗАЗ-965. Интересно, что на ней изображён первый опытный образец (лист 2)

Фото 72. ЗАЗ-965АЭ Запорожец на обложке немецкого журнала Der deutsche Straßenverkehr

Фото 72. ЗАЗ-965АЭ Запорожец на обложке немецкого журнала Der deutsche Straßenverkehr

 

 

Дополнительные материалы:

Фото 73. Органы управления

Фото 73. Органы управления

Фото 74. Органы управления модификации ЗАЗ-965АБ

Фото 74. Органы управления модификации ЗАЗ-965АБ

Фото 75. Щиток приборов

Фото 75. Щиток приборов

Фото 76. Общая компоновка ЗАЗ-965А Запорожец

Фото 76. Общая компоновка ЗАЗ-965А Запорожец

Фото 77. Кузов

Фото 77. Кузов

Фото 78. Силовые элементы каркаса кузова

Фото 78. Силовые элементы каркаса кузова

Фото 79. Двигатель МеМЗ-966 с главной передачей и коробкой передач

Фото 79. Двигатель МеМЗ-966 с главной передачей и коробкой передач

Фото 80. Коробка передач в разрезе

Фото 80. Коробка передач в разрезе

Фото 81. Передняя подвеска

Фото 81. Передняя подвеска

Фото 82. Задняя подвеска

Фото 82. Задняя подвеска

Фото 83. Технические характеристики

Фото 83. Технические характеристики

 

 

 

 

Источники:

Книга «Автомобили России и СССР. Том 2»

Книга «Автомобиль ЗАЗ-965 Запорожец. Устройство, управление, техническое обслуживание и ремонт»

Книга «Каталог деталей легкового автомобиля ЗАЗ-965А, -965АБ, -965АР»

Журнал «Автомобильный моделизм»

Газета «Авторевю»

Альбом «Автомобиль Запорожец модели ЗАЗ-965А, ЗАЗ-965АБ»

About admin

Войдите в систему чтобы оставить комментарий.