ЗИС-15
В 1937 году в конструкторском отделе ЗИСа спроектировали новый грузовик — ЗИС-15. На его базе разрабатывалось целое семейство автомобилей:
ЗИС-15 (базовый грузовик)
ЗИС-23 (6х6)
ЗИС-24 (4х4)
ЗИС-25 (газогенераторный)
ЗИС-26 (седельный тягач)
ЗИС-Д-7 (дизельный)
ЗИС-28 (газогенераторный вариант ЗИС-Д-7)
ЗИС-17 (автобус вагонной компоновки)
К осени 1937 года был изготовлен опытный образец. На машине стоял существенно усовершенствованный по сравнению с ЗИС-5 двигатель (шестицилиндровый, четырёхтактный, нижнеклапанный, карбюраторный). Степень сжатия на нём довели до 5,3, а мощность возросла до 82 л.с. при 2600 об/мин (объём 5555 см³). Коробка передач 4-ступенчатая. Кабину сделали трёхместной цельнометаллической. Грузоподъёмность ЗИС-15 составляла 5000 кг. Привод тормозов – механический с вакуумным усилителем. На автомобиль установили 100-литровый бензобак. Шины размерностью 36х8″. ЗИС-15 получил трансмиссионный дисковый тормоз. Результаты испытаний были положительными. Отмечалась лишь недостаточная мощность двигателя. В 1940 году длиннобазный вариант автомобиля выставляли в павильоне Всесоюзной промышленной выставки (ныне – ВВЦ) в Москве и начали готовить к серийному производству. Однако началась Великая Отечественная война, которая спутала все планы. Работу над новым грузовиком продолжили в 1943 году.
Фото:
Источники:
Журнал «Автомобильный моделизм»
Книга «Автомобили России и СССР. Том 1»