Москвич-444

Фото 7. Один из опытных образцов Москвича-444

Один из опытных образцов Москвича-444

В принятый Госпланом СССР перспективный типаж автомобилей на семилетку – 1959-1965 годы входил четырёхместный автомобиль сухой массой 600 кг с двигателем мощностью 20-25 л.с. Поэтому в конце 1956 года заняться разработкой микролитражки, было поручено МЗМА. Там же предполагалось освоить и её выпуск. Хотя существует версия, что автомобиль изначально проектировался с расчётом на его производство в Запорожье. Опыт достаточный для полностью самостоятельной разработки микроавтомобилей тогда ещё не был накоплен, поэтому решили отталкиваться от зарубежной конструкции. На выбор фастбека Fiat 600, появившегося в1955 году, в качестве образца во многом повлиял тогдашний министр автомобильной промышленности СССР Николай Строкин (бывший конструктор ГАЗа). По слухам, Строкин окончательно убедился в своём выборе, когда принял участие в заседании английского Общества инженеров-механиков, гвоздём которого стал доклад о Фиате 600 её автора Данте Джакозы. Это было в марте 1957 года. Первый опытный экземпляр собрали в октябре 1957 года (фото 1 и фото 2). Он получил название Москвич-444. Руководил проектом главный конструктор завода Александр Андронов. Автомобиль имел открывающиеся против хода двери со сдвижными форточками, независимую переднюю подвеску, треугольную эмблему спереди, выпуклую выштамповку на двери, декоративную «гребёнку» перед арками задних колёс и 4 круглых воздухозаборника на заднем крыле. Но при внешнем сходстве, Москвич-444 не был копией Фиата. Задок кузова был другой, колёсная база увеличена до 2024 мм, колёса были 13-дюймовые, а заднее и лобовое стёкла были взаимозаменяемыми. Из-за отсутствия серийного микролитражного двигателя его оснастили экспериментальным двухцилидровым «оппозитом» МД-65 (649 см³, 17,5 л.с.) Ирбитского мотозавода. Но этот двигатель имел недостаточную мощность, роликовые подшипники коленчатого вала не давали необходимого ресурса, а глубокий картер не позволял обеспечить приемлемый клиренс, и из-за этого пришлось применить колёсные редукторы. Поэтому на МЗМА взялись за создание двухцилиндрового двигателя воздушного охлаждения объёмом 748 см³. К концу 1958 года начались его стендовые испытания. В НАМИ тоже начали проектирование нового двигателя НАМИ-965Г. А пока один из опытных образцов оснастили двигателем от «кабиненроллера» BMW-600 (582 см3, 19,5 л.с.). Этот прототип получил название Москвич-444-БКР (без колёсного редуктора). Зимой 1958-1959 годов один из образцов выставили на ВДНХ в павильоне механизации (фото 10 и фото 11). Всего собрали пять образцов Москвича-444, два из них с ручным управлением. На Москвич-444 моторы МЗМА и НАМИ-965Г так и не установили, так как к середине 1958 стало очевидно, что на МЗМА мощностей для выпуска нового автомобиля нет. В связи с этим 28 ноября 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об организации производства микролитражных автомобилей». Постановлением предписывалось поддержать предложение Совета Министров Украинской ССР и Госплана СССР и организовать на Запорожском заводе Коммунар производство микролитражных автомобилей, а на Мелитопольском дизельном заводе (выпускал судовые дизельные двигатели) производство двигателей для этого автомобиля. В конце 1958 г. на МЗМА прибыла бригада инженеров с ЗАЗа, после чего приступили к совместному выпуску чертежей на новый автомобиль для подготовки производства. В апреле 1959 года вся техническая документация поступила на ЗАЗ. Тогда же автомобилю присвоили обозначение ЗАЗ-965.

 

 

 

Фото:

Фото 1. Первый прототип микролитражки Москвич-444 во дворе МЗМА (1957 г.)

Фото 1. Первый прототип микролитражки Москвич-444 во дворе МЗМА (1957 г.)

Фото 2. Первый прототип микролитражки Москвич-444 во дворе МЗМА (1957 г.)

Фото 2. Первый прототип микролитражки Москвич-444 во дворе МЗМА (1957 г.)

Фото 3. Пластилиновый макет Москвича-444 (1957 г.)

Фото 3. Пластилиновый макет Москвича-444 (1957 г.)

Фото 4. Второй прототип микролитражки Москвич-444

Фото 4. Второй прототип микролитражки Москвич-444

Фото 5. Второй прототип микролитражки Москвич-444

Фото 5. Второй прототип микролитражки Москвич-444

Фото 6. Второй прототип микролитражки Москвич-444

Фото 6. Второй прототип микролитражки Москвич-444

Фото 7. Один из опытных образцов Москвича-444

Фото 7. Один из опытных образцов Москвича-444

Фото 8. Один из опытных образцов Москвича-444

Фото 8. Один из опытных образцов Москвича-444

Фото 9. Один из опытных образцов Москвича-444

Фото 9. Один из опытных образцов Москвича-444

Фото 10. Опытный образец Москвича-444 на ВДНХ (1958 г.)

Фото 10. Опытный образец Москвича-444 на ВДНХ (1958 г.)

Фото 11. Опытный образец Москвича-444 на ВДНХ (1959 г.)

Фото 11. Опытный образец Москвича-444 на ВДНХ (1959 г.)

Фото 12. Рекламный проспект Москвича-444 выпущенный к Всемирной выставк 1958 года в Брюсселе. Интересно, что отсутсвует марка автомобиля, а индекс - 650 (обозначает объём двигателя)

Фото 12. Рекламный проспект Москвича-444 выпущенный к Всемирной выставк 1958 года в Брюсселе. Интересно, что отсутсвует марка автомобиля, а индекс — 650 (обозначает объём двигателя)

 

 

 

Источники:

Газета «Авторевю»

Газета «Авто»

Книга «Автомобили России и СССР. Том 2»

About admin

Войдите в систему чтобы оставить комментарий.