Юбилей автопервенца КрАЗ

КрАЗ-222 Днепр

КрАЗ-222 Днепр

10 апреля 1959 года стало одной из знаменательных дат в истории Кременчугского автозавода. В этот день были собраны два первых автомобиля — самосвала КрАЗ-222 Днепр.

Этим неприхотливым и простым в обслуживании автомобилям довелось вынести на себе все тяготы масштабных строек. Они стали простой «рабочей лошадкой» эпохи больших свершений, той опорой, на которой, в основном, держалась экономика СССР.

Первые автомобили КрАЗ можно считать украинскими, несмотря на то, что они были собраны по чертежам и из деталей, поступивших с Ярославского автозавода. Но за ними навсегда закрепилось право называться первыми серийными украинскими грузовиками. Именно с них в мировом автомобилестроении началась история новой марки КрАЗ.

«Вопрос о том, какие именно машины должен выпускать наш завод волнует многих из нас. Перед тобой, товарищ читатель, фотография, на которой изображен автомобиль ЯАЗ-222. Решение начать именно с него». Такая подпись под фото автомобиля ЯАЗ-222 появилась 31 июля 1958 года в заводской многотиражке «Комбайнобудівник». Вверху большими буквами заглавие: «Продукция недалекого будущего», внизу – основные технические характеристики.

Мало кто в Кременчуге, да и на заводе, видел грузовик ЯАЗ, изготовление которого предстояло освоить. Тем не менее, за рекордно короткие сроки — четыре месяца, вводится в эксплуатацию главный сборочный конвейер и до конца года удается собрать 364 самосвала КрАЗ-222. Все они прямо с конвейера уходят на заводы, стройки и в карьеры.

Уже в сентябре 1960-го завод производит первые автомобили с рамами, раздаточными коробками и мостами собственного производства. Темпы выпуска нарастают, и в этом же году изготовлен 10-тысячный автомобиль, которым стал самосвал КрАЗ-222 Днепр, а в апреле 1963 года он стал 25 тысячным юбилейным автомобилем.

Интересна история создания товарного знака новой автомобильной марки КрАЗ. Условиями конкурса, объявленного в ноябре 1958 года, оговаривались мельчайшие детали конструкции этого знака. Он должен был стать не только декоративным элементом автомобиля, но и нести в себе функцию ручки капота, при этом точно встать на место эмблемы Ярославского автозавода вместо медведя на капоте и таблички с надписью ЯАЗ на облицовке радиатора. Из поданных на рассмотрение в одел главного конструктора нескольких вариантов товарного знака, комиссия отобрала один – аббревиатуру КрАЗ. Помимо этого, были предложения дать новому заводу и автомобилю имя УАЗ (Украинский автомобильный завод), КАЗ (Кременчугский автозавод), Днепр и другие.

КрАЗ-222 выпускался заводом вплоть до июля 1964 года. Всего самосвалов КрАЗ 222-й модели было выпущено на Кременчугском автозаводе 11 641 штуку. На конвейере его сменили сразу два самосвала: КрАЗ-222Б и КрАЗ-256.

Вот уже полвека, как эта модель снята с производства. Сегодня нигде не увидишь этот самосвал, разве что в кинохронике и на фото. А вот среди экспонатов музея техники КрАЗ автопервенец КрАЗ-222 Днепр занимает почетное место старейшины. В 2006 году он был отреставрирован в экспериментальном цехе автозавода. Разбитый и разукомплектованный, самосвал был найден в одном из автохозяйств Украины. Целый ряд оригинальных узлов искали на складах разных предприятий и автохозяйств страны. Некоторые детали, которые найти не удалось, были изготовлены работниками экспериментального цеха завода в точном соответствии с чертежами и с использованием технологии того времени.

 

 

Источник: www.autokraz.com.ua

Теги:

About admin

Войдите в систему чтобы оставить комментарий.